На заглавную страницу
Карта сайта
> Velizariada > Аваллон > Новый Град > Проулок напёрсточников

Физическая культура стран Древнего Востока

Первые известные следы физической культуры древнего мира были обнаружены в районе, примыкающем с востока к Средиземному морю, точнее - в Месопотамии.
В IV тысячелетии до н. э. здесь сложились общественные системы, в условиях примитивного воинственного деспотизма которых военные и культурные функции политической власти были поделены между светскими и религиозными кругами господствующих классов.

Древняя Месопотамия

Древнюю Месопотамию и прилегающий к ней регион правомерно историки считают колыбелью человеческой культуры и цивилизации.
В начале осознанного исторического периода, здесь впервые начали выращивать злаки, разводить скот, обрабатывать металлы. В этом регионе люди научились строить постоянные жилища из глины, дерева и камыша. В южной части сегодняшнего Ирака на территории, заселенной тогда шумерами, образовались самые древние на земле города-государства - поселения, окруженные оборонительными стенами. Именно здесь впервые на службу государственной организации были поставлены искусство, письменность, календарь, а также физическая культура.
"История началась в Шумерии", - утверждает пользующийся мировой известностью американский ученый Сэмюэл Крамер. Его вывод, по существу, подкрепляют и находки археологических экспедиций СССР.
Почти пять тысячелетий назад в долинах рек Тигра и Евфрата зародилось искусство письма, которое спасло от забвения жизнь и дела одного из самых удивительных народов древности - шумеров.
Начиная с того времени зона Месопотамии в течение почти половины тысячелетия была главным центром мировой культуры. Ее влияние ощущается во всех уголках Европы, в глубине азиатских пустынь и на Дальнем Востоке. Культуру шумеров продолжали развивать Митанни, Вавилон, а затем и государство воинственных ассирийцев. Парфяне, скифы, халдеи, персы, греки, римляне и арабы - все они так или иначе являются наследниками древней цивилизации Междуречья.
Сохранились лишь разрозненные сведения о физической культуре государственных образований, сменявших друг друга на территории Месопотамии с IV тысячелетия до н. э. В период формирования и укрепления отдельных государств активное участие в поддержании и развитии физической культуры принимало, в частности, свободное сельское население, из которого рекрутировался слой простых воинов. Однако, на более поздних этапах развития этих государств, участие в демонстративных мероприятиях состязательного характера и ритуальных танцах, предъявлявших высокие требования к физическим данным участников, с многочисленными акробатическими элементами, поскольку они служили военным и культовым целям, постепенно становилось привилегией замкнутых групп господствующего класса. Наемная же армия, возникавшая обычно в периоды упадка - ее формировали из представителей сопредельных народов, обогащала физическую культуру элементами своей военно-прикладной подготовки.
Решающую роль в революционизации физической культуры Месопотамии, а затем Ближнего Востока и всего древнего мира сыграло то обстоятельство, что в начале II тысячелетия до н. э. была изобретена легкая, с применением оси, и быстрая боевая повозка - колесница на конной тяге. Массовое использование лошадей не только привело к преобразованию военного искусства и физической культуры, но также улучшило транспортное сообщение между странами и тем самым ускорило обмен культурными ценностями и опытом. Среди прочих памятников об этом, в частности, свидетельствует "Книга тренинга" митаннийца Киккули, которая является самым древним из известных методических пособий по тренингу лошадей. На основе различных писаных и неписаных источников, а также некоторых аналогий можно установить, что именно здесь палка, изготовленная из очищенного стержня листа финиковой пальмы, стала применяться для игры в так называемый мяч с битой, а затем и в конном поло. Самый древний памятник культа борьбы на поясах, в основе которой лежали боевые приемы пленения противника, - бронзовая статуя, изготовленная примерно в 2800 году до н. э., выставленная в Багдадском музее. Ритуальные состязания, проводившиеся в новогодние праздники в честь бога Мардука, более чем на тысячу лет предвосхитили олимпиады античных греков.

Вавилон, ассирийское государство, Персия

О развитии физической культуры Вавилона свидетельствуют терракотовые изображения охоты, загона животных, стрельбы из лука, кулачного боя и состязаний на колесницах, а также высеченные на камне тексты Законов Хаммураппи, датируемые 1800-1750 годами до н. э.
От ассирийского государства до нас дошло рельефное изображение плывущих воинов, движения которых напоминают стиль "кроль" - приблизительно 1200 год до н. э. Из более поздних времен - изображения властителей и знати, охотящихся на колесницах. Согласно другим археологическим находкам, ассирийцы организовали обучение фехтованию на мечах и метанию копья.
В отношении персов, помимо свидетельств памятников материальной культуры, до нас дошли также записки древнегреческих историографов Геродота и Ксенофонта, из которых ясно, что они обучали своих детей в возрасте 7-16 лет в "воспитательных домах", действовавших при дворах сатрапов, борьбе, бегу, верховой езде, метанию копья, стрельбе из лука и правдивости. Позднее из этих заведений образовались так называемые дома развития силы, которые вплоть до распространения современного школьного физического воспитания и спортивных организаций оставались центрами физической культуры Персии.
Дальнейшей подготовке юношей служили обязательные охотничьи испытания на смелость, состязания по конному поло - чауган, возникшие на основе "игры в мяч с битой" и развивавшие скорость и ловкость, и, наконец, получившая известность под названием "шатранг шахматнах" игра индийского происхождения, воспитывавшая способность к стратегическому мышлению.

Древний Египет в период Древнего царства

С опозданием примерно на полтысячи лет, в долине Нила развернулся такой же процесс развития, как в Месопотамии.
В конце IV тысячелетия до н э. в местах обитания крупных племен Северного и Южного Египта образовалось несколько относительно небольших центров политической власти.
По преданию, примерно в 3000 г. до н. э., мифический царь Менес основал первую единую империю.
Наиболее древний из известных рельефов на спортивную тематику изображает победу Джосера (2778-2723 года до н. э.) в культовом состязании по бегу. Бег древнеегипетского царя-бога со всей очевидностью объясняется теми же мотивами, что и испытания героев греческой мифологии и современных вождей отдельных африканских племен, в ходе которых кандидаты физическими достижениями подтверждают, что они достойны быть избранными.
Позднее испытания в беге при избрании царя-бога были вытеснены борьбой, лучше выражающей превосходство в силе и ловкости, приемы которой напоминают современную вольную борьбу, акробатики и охоты на стене гробницы Фиоххотена в Саккаре, середина III тысячелетия до н. э. Наиболее ранний памятник, связанный с этой борьбой, - изображение серии движений, извлеченное из гробницы Фиоххотена, середина III тысячелетия до н. э. в Саккаре. Оно свидетельствует о владении фараоном техникой борьбы и его боевом настрое.
Требование, чтобы властители обладали всесторонней физической подготовкой, соответствовало сущности примитивного классового государства Древнего Египта, в котором фараоны, будучи царями-богами, обладали почти безграничной централизованной властью. В то же время на других изображениях заметны черты, характерные для физической культуры Месопотамии. А именно признаки процесса, в результате которого в период правления V-VI династий господствующие классы уже присвоили себе военную подготовку, способствовавшие культу власти охоту, борьбу, фехтование на палицах и ритуальные танцы.
В изображениях танцующих фигур было бы напрасно искать мотивы нежности и чувственности. Фигуры женщин столь же плоски и сухопары, сколь и мужские. Движения рук, похожие на те, которые делаются при гребле, "мосты", упражнения с переворотами на руках по нынешним понятиям ближе к гимнастике, нежели к танцу. Все это свидетельствует о том, что разграничение полов в период Древнего царства было еще не столь резким, каким оно стало позднее.
По мере всеобщего распространения рабовладельчества в области социальной роли и структуры физической культуры также происходил важный процесс перестройки. Магический обряд оттеснялся на задний план, все большее значение приобретал эстетический аспект публичного зрелища. Фараоны Среднего царства, периода 2040-1730 годы до н. э., стремились создать социальный слой и одновременно новую базу власти из торговцев, ремесленников, мелких чиновников и военных. Эта политика вызвала значительные изменения в образе жизни, мировосприятии, что в конечном счете привело к расширению базы физической культуры. В результате различных реформ образования физическое воспитание, первоначально распространенное только в семьях родовой знати, стало практиковаться и в заседаниях, готовивших чиновников и жрецов. Образовались училища для подготовки и отбора храмовых танцовщиц для мистерий Изиса - Озириса - Гороса.
О большой популярности физических упражнений свидетельствует обстоятельство, что в книгах правил приема гостей, писанных для привилегированных кругов, специальные главы посвящались указаниям о развлечении гостей акробатическими и танцевальными упражнениями.
К периоду Среднего царства относятся и самые древние надписи, содержащие обстоятельное описание парных игр с мячом. Заслуживает внимания, что различные рельефы, рисунки и скульптурные фигуры изображают только бросающих мяч или бьющих по нему игроков в основном в женских одеждах, которые никогда не борются за мяч. Можно сделать вывод, что физической культуре Древнего Египта были не известны командные игры. С другой стороны, это свидетельствует о том, что в играх с мячом, которые культивировались для эстетического воспитания и веселого времяпрепровождения женщин из господствующих слоев общества, цель действия не была связана с качественными критериями результата, в широком смысле этого слова.
Аналогичная ситуация была характерна и для танцев. Как сопутствующее явление этого процесса появились и рабы, профессионально развлекающие зрителей эффектной ловкостью своих движений. Аргумент очень авторитетного специалиста по египетским играм А. Видеманна, согласно которому "игроками в мяч и гимнастами могли быть только рабы, поскольку восточный человек никогда не любил двигаться, предпочитая этому созерцание движения", делает маловероятным изображения одежд игроков и танцоров, а также ту широкую общественную активность, с которой относились к физической культуре восточные народы древнего мира.

Древний Египет в периоды Нового и Позднего царства

Физическая культура наступившего после свержения господства гиксосов периода Нового и Позднего царства (1562-332 гг. до н. э.) с самого начала стала обогащаться новыми чертами. На созданных при правлении Аменхотепа II (1447-1420 годы до н. э.) знаменитых изображениях сфинксов запечатлены уже соревнования гребцов и воины, бегущие за колесницами. О соревновательном характере этих действий можно судить по тому, что скульптор показал фигуры бегунов в виде беспорядочной толпы, а не фронтально, как мы наблюдаем на барельефах, изображающих строй воинов. В период правления наследников этого фараона появились первые документы, свидетельствующие о распространении состязаний лучников и кулачных бойцов.
На храмовых празднествах Рамзеса II (1290-1223 годы до н. э.) стали уже проводиться соревнования по борьбе и фехтованию на палицах с представителями Нубии, Ливии и других народов, которыми в соответствии с установленными правилами руководили судьи. Все чаще увековечивались бои на лодках, отражающие борьбу за дающую жизнь воду, но затем превратившиеся в традиционные зрелищные состязания. В ходе таких баталий, в отличие от позднейших лодочных турниров в Западной Европе, состязающиеся, вооруженные длинными шестами, стремились не только столкнуть друг друга в воду, но также потопить судно противника.
После завоевания Египта персидским царем Камбюзесом II (529-522 годы до н. э.) здесь также стало распространяться конное поло. Однако и персидское владычество не внесло кардинальных перемен в сам строй, театрализованные каноны физической культуры египтян.
Хвалебные строки из воспоминаний Платона о посещении Египта относительно искусства борьбы, физического воспитания в школах являются прямым свидетельством того, что даже в IV веке до н. э. не произошло того перелома, о котором с особым пристрастием упоминают позднейшие хроники.
О своеобразном процессе развития физической культуры свидетельствуют характерные рельефы различных эпох, надгробные камни, настенные изображения в гробницах фараонов и предметы, помещенные рядом с мумиями. Изображенные на надгробных памятниках в Саккаре и Бени-Гассане играющие в мяч, выполняющие групповые упражнения, делающие "мостик", танцующие девушки, фигуры борцов, охотников, пловцов и фехтовальщиков в различных фазах выполнения приемов с точки зрения современного человека выглядят как настоящие наглядные пособия. На их основании, еще нельзя сделать выводы о том, что древние египтяне достигли уровня гармонического духовного и физического воспитания в классическом греческом смысле, хотя среди государств Древнего Востока именно здесь обращали наибольшее внимание на физическое воспитание женщин из господствующих классов.
В то же время жесткая социальная иерархия и жрецы, строго хранившие традицию, делали невозможным создание стадионов, расположенных обособленно от мест совершения религиозных обрядов, а также систем периодически проводимых соревнований, выпадающих из религиозного ритуала. Во время поединков, которые можно назвать ранними предтечами международных соревнований, определяющее значение имело не сопоставление степени владения спортивной техникой, спортивных достижений. Подобные встречи организовывали прежде всего для того, чтобы показать перед посланцами окружающих народов власть фараона, воплощенную в победе египтянина, которая была заранее предрешена, продемонстрировать устрашающее превосходство воинов фараона.
В отличие от других областей жизни состязания на палицах, борьба и лодочные сражения не носили кастового характера, но в то же время представители привилегированных сословий получали преимущества в соответствии со своим социальным положением. Так, при фехтовании на палицах они получали более длинную палку, в лодочных баталиях - более острые шесты, а при борьбе имели право применять больше приемов и, очевидно, имели возможность освоить больше приемов, нежели их менее знатные партнеры.
Египтяне жестко ограничивали себя от обычаев остальных народов. Этим можно объяснить тот факт, что среди памятников физической культуры Древнего Египта почти не встречается следов соревнований на боевых колесницах, игры в пешее и конное поло, получивших распространение почти у всех народов древнего мира. Их отрицательное отношение к этим соревнованиям и одновременно специфический для Древнего Востока подход к оценке результатов отражены в записях, связанных с приемом олимпийских послов из Греции.
Перестройка своеобразной системы канонов древнеегипетской физической культуры произошла под влиянием эллинизма, распространившегося здесь после завоевания страны Александром Македонским в 332 года до н. э. Временный расцвет эллинистической культуры был сведен на нет христианской церковью, а затем арабским владычеством, укреплявшимся с 641 г. н. э.

Древняя Индия

Было бы тщетно искать классические признаки развития Месопотамии, Вавилона, Древнего Египта в физической культуре Древней Индии в период, простирающийся с III тысячелетия до II столетия до н. э.
Патриархальные формы рабовладения имели место и здесь, однако они не приобрели решающего значения для формирования общественных отношений. Наибольшую роль они играли, пожалуй, в культуре Гараппа, сложившейся в долине реки Инд в период между 2000 и 1200 годами до н. э. Как свидетельствует характерный памятник этой малоизвестной эпохи, написанный на санскрите сборник трактатов Аюр - Веда - Гараки, - коренное население Древней Индии располагало наиболее ценными традициями в области ритуальной оздоровительной гимнастики, танца и самообороны без оружия. В то же время советы по снятию боли в различных частях тела с помощью нажимов и растирания свидетельствуют о развитом искусстве массажа.
В древнеиндийских описаниях впервые упоминается и о таких формах поединка и единоборства, стиль которых характеризуется нанесением ударов рукой или ногой по чувствительным к боли частям тела противника, а также проведением удушающих приемов.
Подмеченные во время медитаций и экстаза шаманских танцев органических и психических изменений в организме, вызываемых путем регулирования дыхания, то эти наблюдения легли в основу создания системы йоги. Установить точно происхождение йоги пока не удалось. В то же время является фактом, что в ходе раскопок в окрестностях Гараппы в Пенджабе была найдена каменная пластина - печатка, изготовленная в III тысячелетии до н. э., в центральной части которой изображена фигура человека, сидящего строго в соответствии с позой "лотос" - падмасана.
О высокой культуре конных состязаний в Древней Индии можно судить по дошедшему до нас в хеттском переводе 1360 года до н. э. "учебнику по тренингу" на основании употребляемой в нем санскритской терминологии. Характерный ритуал выразительных движений, ведущий начало от магии плодородия, получил классическую форму в рамках института танцовщиц в храмах - девадаси.
Пришедшие с севера кочевые племена индо-арийцев, период 1200-600 годы до н. э., окончательно закабалили коренных жителей Индии. Формирование совокупной общественной модели нового господствующего класса и покоренных, занимавшихся поливным земледелием и живших в условиях замкнутых сельских общин вначале происходило так же, как и в Спарте. При данных условиях социальные различия, а также господство высших арийских слоев, в VIII-VII веках закрепились в специфических кастовых формах. Арийцы образовали привилегированные касты брахманов - священнослужителей, и кшатриев - военное дворянство, а также вайтья - занимавшихся почетными ремеслами, торговлей, разведением крупного рогатого скота. Массы сельских земледельцев и скотоводов неарийского происхождения объединялись в группы, относившиеся к касте шудров. Потомки самых обездоленных рабов и лишенные всяких прав слои, занимавшиеся "грязной" работой, парии - неприкасаемые, не могли принадлежать ни к одной касте.
Наряду с упомянутыми кастовыми разграничениями большую роль в формировании особенностей физической культуры Древней Индии сыграло также то обстоятельство, что относительно более развитые формы классового общества переплетались здесь с первобытно-родовыми отношениями в большей мере, нежели у народов Месопотамии, Вавилона и Древнего Египта. Вместе с этими отношениями, унаследованными от периода, предшествовавшего классовому расслоению, сохранялись характерные магические обряды, ритуалы и мифологические представления. Среди прочего - различные учения тантризма и практика йоги. Все это в совокупности приводило к тому, что хотя ни одна социальная группа не отлучалась от приобщения к физической культуре, тем не менее, в нормы сознания и предрассудки, связанные с кастовой принадлежностью, заведомо внедрялись представления о том, кто, чем и в какой мере может заниматься. Так, для неарийских каст считались "неприкосновенными" верховая езда, все упражнения с оружием, обеспечивающие боевую подготовку, а также йога. В то же время кшатрии почитали совершенно неприемлемым для себя заниматься распространенными среди шудров танцевальными упражнениями, а также упражнениями с чучелами, кубиками или обручами и другими видами состязаний.
О физической культуре арийских каст больше всего можно узнать из Вед и таких древнеиндийских эпосов, как Махабхарата и Рамаяна. Военная аристократия завоевателей, их вооруженная челядь получали физическую подготовку высокого уровня.
Согласно законам Ману, записанным в I веке до н. э., они были способны успешно сражаться даже с превосходящим по численности противником на равнинах - на боевых колесницах и верхом, на участках местности, залитых водой, - на слонах и лодках, на лесистой и поросшей кустарником местности - применяя лук, на гористо-холмистой местности - с мечом и щитом. Они также признавали за поединками с оружием и даже голыми руками роль фактора, решающего судьбу сражения.
Состязания в силе и ловкости, помимо военной подготовки в узком смысле, имели также большое значение для праздничных мероприятий древнеиндийских городов. Крупные поселения в своем большинстве приобретали значение административных центров отдельных государств, а также опорных пунктов кшатриев. Их расцвет или упадок был связан прежде всего с военными успехами или неудачами местной касты военных. В этих условиях атлетические соревнования, состязания по самообороне с оружием и без оружия, скачки и соревнования на колесницах, равно как и конкурсы в танцах, устраивавшиеся по случаю вступления на трон нового властелина, традиционных религиозных празднеств и возвращений из победоносных походов, играли важную роль в деле объединения всей общины. Имевшую явно месопотамское происхождение игру в мяч с битой "катхи-ценду", которая, подобно аналогичной персидской игре, развивала ловкость, принесли сюда завоеватели-арийцы.

Культ игр сосредоточения и раздумий – шахматы

Согласно санскритским рукописям, уже в VII веке до н. э. в Индии повсеместно существовал культ игр на досках, требовавших сосредоточения и раздумий. Среди них выделялась прародительница современных шахмат чатуранга, воспитывавшая стратегическое мышление.
Название, состоящее из двух слов, чатур - четыре и анга - боевой порядок, происходит не от числа игроков, а от главных видов оружия индийской армии того времени: пехоты, кавалерии, боевых колесниц и боевых слонов. Ходы шахматных фигур: раджи Э - короля, боевой колесницы - ладьи, кавалериста - коня, пехотинца - пешки, - остались с тех пор по существу неизменными.

Философская система йоги

Физическая культура некоторых господствующих каст была приспособлена прежде всего к составлявшим систему канонов эмоционально насыщенным танцевальным движениям и упражнениям с целью укрепления здоровья.
Обучение высшему уровню индийского танцевального стиля, художественному языку его форм осуществлялось в закрытых учебных заведениях, готовивших танцовщиц для храмов. Тайные символические движения кистями рук, руками и выразительные телодвижения классического танца хинду определялись нормами, установленными Ведами. Материал упражнений с целью укрепления здоровья - йога, основывающийся на традициях рациональной магии, был развит в такую мистифицированную систему движений, что высшие ее ступени были доступны только для посвященных.
Философская система йоги исходит из того распространенного среди народов древнего мира воззрения, что человеческий организм есть уменьшенная копия вселенной, равновесие которой обеспечивается праной - дыханием, жизненной силой. Внутри человеческого тела находятся семь расположенных один над другим центров праны - чакры. В низшем из них - в одном из нервных узлов поясничного отдела позвоночника - свернувшись, дремлет источник жизненной силы, так называемая "змея кундалини", которая под влиянием упорно выполняемых умственных и физических упражнений просыпается и, ползя вверх от чакры к чакре, достигает макушки. В этот момент йог достигает стадии самадхи. Самадхи - это физическое и психическое состояние своеобразного равновесия, покоя, далекого от земных забот. Оно означает ощущение полного земного счастья. Отсюда остается лишь одна ступень, на которой кундалини покидает последнюю чакру, в результате чего йог - через покинувшее его тело второе "я" - приобретает сверхъестественную оккультную силу и начинает свое слияние с божеством, образующим мироздание.
Усвоить практику йоги можно было у учителя - гуру. Первый катехизис йоги, "Йога-сутру", буквально обозначает "генеральная линия йоги", легенда связывает с именем мудреца Патанджали. Создание сутры относят к первой половине I тысячелетия до н. э. Правила, нормы гигиены и укрепления здоровья, установленные йогой, жизневосприятие, выросшее из аюрведического учения - "наука жизни", имели обязательную силу для всех членов арийских каст. В частности, врачам, военным, архитекторам и деятелям искусства предписывалось непосредственно перед началом работы и принятием решений выполнять упражнения на концентрацию внимания. В медицинских университетах, созданных в Наланде и Такасилне во II в. до н. э., упражнения по системе йоги относились к бальнеологической и массажной терапии.

Буддистская религиозная реформа

Буддистская религиозная реформа, V века до н. э., проведенная в результате неудовлетворенности брахманизмом, сделала отдельные элементы йоги доступными и для неарийских каст. Самая общеизвестная статуя Будды представляет собой скульптурное изображение мужчины, предающегося медитации в позе йоги. В то же время эта реформа подняла значение техники дыхания. Каноны йоги приобрели религиозное обрамление. Однако социальная роль йоги характеризовалась прежде всего не улучшением народного здравоохранения, а формированием позиции бегства из нищеты материальной жизни в счастливое "ничто" - нирвану. Классические проповеди Будды - утверждавшие малоценность индивидуальной жизни, превозносившие безволие и отсутствие желаний - создали идеологические условия для того, чтобы нищета стала привлекательной и в глазах обедневших членов господствующих каст. Вместе с тем джайнизм, признающий бессмертие души, прямо расценивал как религиозный подвиг умерщвление плоти. Под влиянием этого в индийской физической культуре возникла новая деформация - система аскетической практики.
Условия "примерной монашеской жизни" были чрезвычайно суровы: сон на голой земле, выстаивание в течение целого дня на кончиках пальцев ног, бесконечные поклоны, хождение под проливным дождем, прыжки через огонь, кручение на одном месте, вызывавшее состояние экстаза. Эта "система физических упражнений", приправленная "психологическими" испытаниями, в ходе веков все более замыкалась в себе и противостояла первоначальной системе физической культуры. Из упражнений индийского аскетизма развились и мистификации факиров.
В тысячелетней "застылости" сельских каст в форме тайных обрядов продолжали жить сохранившиеся со времени первобытнообщинного строя упражнения, связанные с самообороной без оружия. Другие формы движения - такие, как бег, прыжки в высоту, танцы и ритуальные омовения, - равно как и публичные массовые мероприятия, были подчинены надобностям религиозного мира Индии. Прыжки в высоту, например, совершались для повышения плодородия поля, а различные виды бегания вокруг предметов и змееподобные движения в танцах подготавливали путь к переселению души.
В конечном счете, индийский мир культов, за исключением узкого круга различных упражнений военно-прикладного характера и не поддающихся оформлению детских игр, держал под своим ярмом все сферы физической культуры народа.

Древний Китай

Китайские хроники, относящихся к периоду VIII-VI веков до н. э., информируют, что первые ростки физической культуры, получившей развитие в долине Хуанхэ и Янцзы, появились в начале III тысячелетия до н. э. Наряду с древними праздниками и связанными с ними обычаями и обрядами в хрониках часто ссылаются на написанную предположительно в 2698 году до н. э. книгу под названием "Кунфу", в которой впервые были систематизированы квалифицированные описания распространенных среди народа различных упражнений лечебной гимнастики, болеутоляющего массажа, ритуальных танцев, исцеляющих от болезней, бесплодия, а также боевых танцев. Как свидетельствуют записи в хрониках, и в тот период мальчиков воспитывали в специальных заведениях. По сравнению с вышеупомянутыми предположениями более достоверны упоминания о соревнованиях в цикле китайских народных песен юэфу, записанных в начале II века до н. э., которые носили на себе следы физической культуры народов, достигших ступени военной демократии. Большинство встречающихся в песнях героев-полубогов подчиняет своей власти враждебные племена путем бескровной победы над их вождями на турнирах борцов, в кулачных боях и боевых танцах.
Роль боевых танцев в физической подготовке можно наблюдать у всех народов, имевших легкое вооружение, а также там, где конница не играет доминирующей роли в ведении военных действий. Сложились формы движений типа пантомимы, которые, помимо развития ловкости и стойкости воинов, служили также изображению героических подвигов.
В середине II тысячелетия мы наблюдаем в Китае общественные отношения, в основе которых лежала эксплуатация, вытекавшая из азиатского способа производства. Начиная с этого времени, вплоть до IV века до н. э., физическая культура в древний период развития Китая определялась в основном патриархальным деспотическим мировоззрением, в основе которого лежал страх перед крестьянскими восстаниями. Однако под влиянием многих косвенных факторов в рамках этого мировоззрения формировались индивидуальные специфические черты.
Такой, помимо всего прочего, была классовая структура Древнего Китая, сохранявшая позитивные первобытнообщинные черты, которая, кроме привилегий, получаемых по наследству, давала возможность достичь в определенных рамках успеха благодаря физическим и умственным способностям. Для того чтобы попасть в сословие мандаринов - чиновников, в чьих руках находились армия и просвещение, нужно было сдать экзамены, где проверялись способности. Специальные знания, необходимые для регулирования рек; относительно быстрое техническое развитие, рано созданные, многонаселенные города; завоеватели, достигшие ступени военной демократии, и не в последнюю очередь постоянно возникавшие народные движения - все это сделало невозможным устойчивое разделение правящей аристократии на касты.
Большое влияние на общественную роль физической культуры оказали прагматические естественно-философские воззрения и медицинские знания, полученные на основе экспериментов. С помощью методов лечения с использованием движений была получена возможность оказывать сильное воздействие на функционирование человеческого организма, которое было наибольшим по сравнению с самыми развитыми центрами древнего мира.
В то же время сословия чиновников, занимавших монопольное положение в области просвещения и в государственном аппарате, не были заинтересованы выдвигать на первый план физические, спортивные достижения в кругах военных. Таким образом, закостенелое толкование господствовавших в древней китайской физической культуре общественных обязанностей закрывало дорогу таким нормам личных достижений, которые являлись одной из самых характерных движущих сил в достижении успеха античным европейцем, физически значительно менее крепким.
Во время господства первой династии Шан, что подтверждается и историческими источниками, были систематизированы лечебно-терапевтические движения и военная подготовка. В этот период основу военной подготовки составляли состязания на колесницах, стрельба из лука, охота, метание копья и рукопашная схватка без оружия. В рамках танцевальной культуры началось выделение танцев, исцеляющих бесплодие, т. н. танцев умерших, изображающих подвиги предков, а также боевых танцев, т. е., по существу, трех главных источников, из которых сформировались более поздние обряды.
Судя по различным письменным памятникам и результатам раскопок, можно сделать вывод, что древняя китайская физическая культура достигла
расцвета во время господства династии Чжоу в период XI-III веках до н. э.
Относительно самостоятельные центры поселений феодальных правителей объединенной империи создавали благоприятные для развития условия, аналогичные тем, что были в античных греческих полисах. Два из шести предметов высшей ступени школы - состязания на колесницах и стрельба из лука, носили ярко выраженный характер физического воспитания.
Начиная с VI века до н. э. ученики даоистских школ, сидя по-турецки, усваивали пассивные "внутренние, развивающие" движения - нэй кунг, а также применявшиеся при лечении с помощью дыхательных упражнений активные двигательные "внешние" упражнения - таоцзинь, стремясь тем самым освободиться от физической слабости и недугов и подняться до уровня "избранных" мира.
Что касается массажа, причислявшегося к внешним упражнениям, был сделан вывод, что растирание и массаж отдельных частей поверхности тела являются не только местным обезболиванием, но и влияют на работу внутренних органов.
Даоистские принципы превентивных методов лечения, родившихся в результате тысячелетней практики, а также гимнастика основывались на философских рассуждениях Лао-цзы, период VI-V века до н. э., изложенных в его книге "Дао дэ цзин". Подобно теории праны, Лао-цзы считал, что равновесие во вселенной поддерживается своеобразной энергией - "чи". "Чи" в то же время распадается на две противоположные силы - "цзинь" и "цзянь". Здоровую жизнедеятельность человека, рассматривавшегося как уменьшенная копия вселенной, обеспечивает гармония "цзинь" и "цзянь" - даоистские символы принципа "цзинь и цзянь". Действие этих двух противоположных сил может регулироваться различными дыхательными, тонизирующими и успокаивающими физическими упражнениями и раздражением определенных участков поверхности тела. С их помощью можно содействовать тому, чтобы человек уже в ранней молодости вступил на путь совершенства и добродетели - дао-дэ. Даоистское понимание физического воспитания давало возможность толковать его по-своему как материалистам, так и идеалистам. В соответствии с этим в рамках их школ были разработаны упражнения.
Среди народа, за исключением рабов, получил распространение предшественник современного футбола - "чжу кэ". Эта игра использовалась как дополнительные движения, служащие развитию скорости, ловкости и находчивости, в подготовке пеших воинов. В центре игровой площадки определенного размера на расстоянии 4 метров друг от друга в землю вкапывались 2 бамбуковые палки высотой около 4 метров, между которыми натягивали сетку. В верхней части сетки вырезали отверстие диаметром 60 см. Это были "ворота". Мяч передавали друг другу с двух сторон сетки, для чего били по нему ногами и руками. Можно было касаться мяча головой, спиной, грудью, и лишь нельзя было допускать касания его открытой ладонью. Игру "чжу кэ" наблюдали не пассивные зрители. Игроков, получавших очки, премировали вином, цветами, фруктами, а по случаю праздников вручали какие-нибудь украшенные сосуды. Потерпевших поражение высмеивали. Тем временем на площадку выходили две другие команды, и матчи продолжались до тех пор, пока не сыграют все команды. Восточное толкование "игры" не знало понятия абсолютного победителя, поэтому не нужно было проводить матчи по такой системе, когда потерпевшие поражение выходили из игры. Однако правила игры были строгими. Различали почти 10 нарушений правил при использовании 70 различных видов ударов по мячу ногами и руками. В основном на основе таких же принципов проходили соревнования по борьбе, кулачному бою, поднятию тяжестей, перетягиванию каната, танцам и соревнования на воде.
Подобно калогатии древних греков, в Древнем Китае также сложилась своя система идеалов в области физической культуры, которая нашла выражение в принципе "сань мэй". В этом принципе, как и в различных жанрах искусства, нашли отражение требования принесения пользы для общества, обладания способствующей моральному воспитанию волей и развитым вкусом. В соответствии с принципом "цзинь и цзянь" "сань" выражал внутреннее, а "мэй" - внешнее совершенство. Особый упор делался на формирование воли и характера. Если участник игры в мяч или борец грубили, судьи и зрители клеймили его как "сяо цзянь", что означало высокую степень общественного презрения. Во время кулачного боя, носившего характер борьбы теней, высоко ценилось не само попадание в противника - цзянь, а ловкое увертывание от ударов противника с тем, чтобы вызвать у него внутреннее смятение - цзинь.
По мере дальнейшего преобразования городского образа жизни, ведения военных действий и мышления, танцевальные формы, зародившиеся в V веке до н. э. в рамках рациональной магии, все больше теряли значение физических упражнений, а затем и военной подготовки и продолжали существовать как обрядовые движения.
Но даже в этот "период расцвета" Древнего Китая женщины не играли никакой роли в том, что касалось физической культуры общества. Однако на исполненных на шелке изображениях детских игр можно часто увидеть фигуры девочек. В отношении девушек-подростков существовало мнение, что им достаточно научиться прясть, шить, готовить пищу, танцевать, достойно вести себя и грациозно ходить - семенить. А "господские девушки из лучших домов", поклоняясь моде уродования ног, сами лишали себя большинства физических упражнений и игр.
В период бюрократического, диктаторского правления династий Цинь и Хань, в период III век до н. э.-III век н. э., начался переход к феодализму. Под влиянием серии поражений от кочевников-гуннов, располагавших многочисленными мобильными конными отрядами, Великий Желтый император Цинь - Цинь Ши-хуанди, и его преемники провели коренную военную реформу. С помощью различных выплат они создали новый дворянский слой, обязанный служить в коннице. В военных школах прекратили езду на колесницах. Были введены верховая езда, стрельба из лука со скачущего коня ("по методу гуннов"), применение незаменимых в ближнем бою поясов и необходимых для поимки солдат противника методов борьбы с использованием арканов. История военного искусства приписывает этой военной реформе то, что в начале I века до н. э. китайская армия смогла изгнать с территории современной Внешней Монголии очень маневренную конницу гуннов.
Опираясь на новых воинов-дворян, централизованная власть уничтожила центры власти местных деспотов. Была ликвидирована наследственная аристократия, которая в предыдущие столетия превратилась в рабовладельцев. Естественно, были уничтожены и места проведения представительных турниров. В то же время централизованная власть стремилась также ослабить народные движения, преследуя соревнования в физической силе, организуемые среди низших слоев. Этим стремлениям способствовало конфуцианство, проповедовавшее идеологию централизма. Конфуцианство противопоставляло "сань", означавшее мудрость, достоинства внутреннего содержания человека, его физическим достоинствам. В противоположность этому буддийские монахи и даосистский тайный союз, организовавший народное движение "желтых тюрбанов", поощряли физические упражнения, связанные с самообороной простых людей, II в. до н. э.
Лечебная гимнастика Кун-цзы, относительно не связанная с общественно-политической борьбой, тем временем распалась на несколько направлений, резко отличающихся друг от друга. Основу новых, более практичных направлений составляла т. н. система "би цзинь чжи", которую разработал живший в III в. до н. э. даоистский врач Хуа-дэ, базируясь на наблюдениях за различными животными: медведями, обезьянами, птицами, тиграми и оленями, в современном понимании "цзинь" соответствует расслабляющим, а "цзянь" - растягивающим упражнениям. С помощью этих упражнений хотели прежде всего излечить искривление осанки, заболевания органов пищеварения, дыхательных органов и кровообращения. На основе принципа уравновешивания пары противоположных "цзинь" и "цзянь" в качестве предмета обучения врачей был введен также расслабляющий и тонизирующий лечебный массаж.

[на следующую страницу]
[оглавление]


Copyright © 2004-2006 Prokopenko Vladimir
Design by: Prokopenko Vladimir
E-mail: email-собака-барабака-velizariy.kiev.ua